Дмитрий Левитин: "Ситуация в энергосбытовом бизнесе не ухудшилась. Она изменилась"//Газета "Коммерсантъ-Урал"

В конце 2011 года правительство резко усложнило жизнь энергосбытовым компаниям, попытавшись отнять их «сверхдоходы». Новые правила розничного рынка электроэнергии, вышедшие в мае, закрепили это положение. О том, как удается энергосбытам зарабатывать деньги в новой ситуации, рассказывает генеральный директор ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» Дмитрий Левитин.

- Как живет энергосбытовой бизнес и Тюменская энергосбытовая компания (ОАО «ТЭК») после того, как в ноябре 2011 года было принято 877-е постановление правительства, резко урезавшее возможности энергосбытов получать значительные прибыли?

- Наверное, не стоит говорить, что после принятия 877-го постановления ситуация для нас ухудшилась. Она изменилась. Доход, который получали сбытовые компании от совмещения мощности (выгодный для энергосбытов механизм так называемого сальдирования мощности, отмененный правительством), теперь достается мелким потребителям при расчетах по первой ценовой категории. Мы подсчитали, например, за апрель месяц эти потребители получили «скидку» примерно в 25%. В декабре было немного тревожно, поскольку ФСТ резко снизила нашу сбытовую надбавку на первую половину 2012 года по сравнению с 2011 годом. Но новые правила розничного рынка электроэнергии, принятые правительством в мае, позволили региональной энергетической комиссии установить для ОАО «ТЭК» экономически обоснованную надбавку, учитывающую и сокращение объема полезного отпуска энергии с 01 июля и выпадающие доходы за первую половину года. За счет этого компания может возмещать свои расходы и вести нормальную операционную деятельность.

Надбавка выросла в 2,6 раза: если в первом полугодии для потребителей, не относящихся к категории «Население», она составляла 3,6 коп. на 1 кВт*ч, то во втором - уже 9,5 коп. Для населения регулируемые тарифы увеличились с 1 июля только на 6%. Все это, конечно, увеличило объем перекрестного субсидирования тарифов для населения за счет прочих потребителей. На рост розничных цен на электроэнергию в регионе повлиял и выход ряда крупных потребителей (в частности, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» и предприятий Сибура) на оптовый рынок электроэнергии.

- Крупные потребители продолжают активно уходить с розничного рынка, где работает Тюменская энергосбытовая компания, на оптовый?

- Да, они работают на ОРЭМ либо через свои энергосбытовые компании, как это делает ОАО «Сургутнефтегаз», либо через независимые энергосбыты. Но мы тоже не стоим в стороне и через свою дочернюю энергосбытовую компанию ООО «ТЭК-Энерго» планируем вывести на оптовый рынок ряд наших потребителей с годовым объемом потребления 4 - 4,5 млрд.кВт*ч. У самой Тюменской энергосбытовой компании плановый объем полезного отпуска на 2012 год составляет 27,5 млрд. кВт*ч.

- Получается, что у ОАО «ТЭК» останутся лишь население, а также мелкие и средние потребители электроэнергии? 

- Сейчас именно население и потребители с мощность до 670 кВт являются целевой группой для любого гарантирующего поставщика. По новым правилам розничного рынка потребители свыше 670 кВт могут в любой момент уйти на оптовый рынок. Но на самом деле возможны варианты: с 1 октября Правилами предусмотрена дифференциация сбытовой надбавки для потребителей группы «Прочие». И если для потребителей свыше 10 МВт надбавка будет рыночной, например - 1 коп. на кВт*ч, и на оптовом рынке не будет введена система долгосрочных договоров, то и для таких покупателей электроэнергии уже не будет никакого смысла в уходе на оптовый рынок. При этом для ряда компаний оптового рынка цены могут оказаться существенно выше, чем у гарантирующего поставщика.

- Но для мелкомоторных потребителей рыночная надбавка может оказаться значительно выше?

- Да, исходя из реальных расходов сбытов, сбытовые надбавки для этих потребителей могут оказаться близкими к населению, возможно, чуть ниже. Сейчас Федеральной службой по тарифам совместно с НП «Гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний» проводятся модельные расчеты. И, в первом приближении, сбытовые надбавки для населения и мелкомоторных потребителей могут уже с 01 октября этого года вырасти в разы.

- Население остается стабильным плательщиком?

- В целом платят неплохо. Но есть «черная дыра» - граждане, которые до сих пор проживают в балках, которые фактически и жильем-то не являются. Их и ограничить нельзя и взыскивать задолженность не понятно с кого - в них люди живут без регистрации.

- В целом, по вашим ожиданиям, 2012 год финансовый результат в ОАО «ТЭК» будет хуже, чем в предыдущем году?

- Точно не хуже. Доходы от совмещения мощности с 01 апреля гарантирующие поставщику уже не получают. Но есть возможность экономить на операционных издержках и зарабатывать дополнительные доходы от нерегулируемых видов деятельности... Мы совершенствуем свою работу по взысканию просроченной дебиторской задолженности. За год объем просроченной задолженности снижен в компании в три с лишним раза, на 800 млн.руб. Новые правила розницы резко сократили «касту неприкасаемых» потребителей, которых фактически невозможно было ограничить. Из коммунальщиков в этом списке остались только те, кто занимается централизованным водоснабжением и канализацией, всех остальных, в том числе, тепловые сети ограничивать можно.

- Вы полагаете, что возможна ситуация, когда зимой будет ограничено энергоснабжение котельной с риском размораживания теплосетей?

- По Правилам и муниципалитеты, и субъекты федерации должны предоставлять таким потребителям электроэнергии бюджетные гарантии оплаты. Ведь в большинстве случаев причиной задолженности являются не неплатежи населения, а либо тарифно-стоимостной небаланс, либо нецелевое использование средств. А практически все предприятия ЖКХ и муниципальные, и коммерческие структуры являются получателями бюджетных дотаций. Свою экономику и платежный баланс они сводят только за счет этих дотаций. И правильно было бы предусматривать решение проблемы возможных неплатежей уже на этапе бюджетного планирования, обеспечивая обязательства ЖКХ перед энергетиками бюджетными гарантиями.

- У ОАО «ТЭК» сейчас нормальные отношения с местными властями, которые могут повлиять на неплательщиков в сфере ЖКХ?

- Местные власти нам реально помогают. Другой вопрос, что бюджетные дотации  предприятиям ЖКХ выделяются уже после отопительного сезона, перед началом очередного. Это надо поменять: если есть понимание того, что предприятию ЖКХ не хватит средств на оплату энергоресурсов, то это надо учитывать в бюджетном планировании.

- Когда принимались более жесткие для энергосбытов нормативы - 877-е постановление, новые правила розничного рынка, было опасение, что у компаний возникнут проблемы с покрытием кассовых разрывов, когда на оптовом рынке надо оплатить электроэнергию раньше, чем получены средства от потребителей. Раньше это часто покрывалось за счет займов, сейчас банки также охотно кредитуют энергосбыты?

- У Тюменской энергосбытовой компании достаточно собственной ликвидности, и мы к банкам за кредитами не обращаемся, хотя кредитные линии у нас открыты. У нас период оборачиваемости дебиторской задолженности составляет 0,23 месяца. По действующим Правилам «основным кредитором» всей системы расчетов на розничном рынке являются электросети: гарантирующий поставщик платит сетям 15-го числа следующего месяца. Фактически, если нормально работать с дебиторской задолженностью, то денег для расчетов на рынке будет хватать.

- Новые Правила розничного рынка предполагают, что гарантирующие поставщики второго уровня должны либо самостоятельно выходить на оптовый рынок, либо менять статус. Ожидаете ли вы существенных изменений в составе участников рынка?

- Я полагаю, что, как и в любом бизнесе, мелкие компании перспектив на рынке как гарантирующие поставщики второго уровня не имеют. Они будут объединяться, ликвидироваться, банкротиться, но укрупнение гарантирующих поставщиков и зон деятельности непременно произойдет. Мелкие ГП второго уровня, как впрочем и первого, с объемом полезного отпуска 400-500 млн.кВт*ч в год без аффилированности с сетями практически обречены.

- По вашему мнению, новые правила розничного рынка решают основные проблемы отрасли или потребуются дополнительные изменения?

- Если говорить о проблемах гарантирующих поставщиков, то эти правила - серьезный шаг вперед. Если же брать движение к целевой модели рынка, то это только начало пути. Правила создают механизмы конкуренции за потребителя только в части вывода его на оптовый рынок. На розничном рынке сделаны шаги только по подготовке к реальной конкуренции. Например, всем квалифицированным потребителям предписано установить в 2013 году приборы почасового учета электроэнергии, это позволит в перспективе перейти и к планированию потребления. Конкуренции за этого квалифицированного потребителя на розничном рынке как не было, так и нет. А дифференциация сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков может практически свести на нет и конкуренцию по выводу компаний на оптовый рынок.

Правила определяют, что квалифицированный потребитель мощностью до 1,8 МВт может в любой момент сменить энергосбытовую компанию или выйти на оптовый рынок без выплаты какой-либо компенсации прежнему поставщику. Такая возможность есть, но экономической целесообразности скорее всего не будет. Единственное, что может быть сейчас предметом оптимизации на рынке - это сроки расчетов, ценовой конкуренции на рынке сегодня нет: на розничном рынке ты все равно платишь сбытовую надбавку гарантирующего поставщика (так зачем нужен еще один дополнительный посредник), а на опте твоя цена практически не зависит от того через кого ты работаешь - вся разница только в узловых ценах.

- Ряд крупных потребителей в Тюменской области рассматривает возможность строительства собственной генерации. Является ли это значительной проблемой?

- Проблема выхода из зоны централизованного энергоснабжения на собственную генерацию обсуждается сейчас и в полпредстве УрФО, и в Минэнерго России. Расчеты, сделанные Высшей школой экономики, говорят, что в 2016 году стоимость 1 кВт*ч для крупного потребителя на ВН превысит 4 руб., а при этом уже нет смысла оставаться в централизованной зоне. Наш прогноз - цена в 2016 году не превысит 3 руб. за 1 кВт*ч. А при таком тарифе даже по расчетам ВШЭ экономически уже нецелесообразно строить собственную генерацию, за исключением случаев, когда есть попутный газ с «нулевой ценой».

- Ранее Тюменская энергосбытовая компания собиралась активно развивать энергосервисный бизнес. Как далеко удалось продвинуться?

- Бизнес энергетических обследований получил развитие: так, если к 01 июля мы зарегистрировали около 100 энергопаспортов, то до конца июля их должно быть уже на 142 больше. В июне мы приняли дополнительную программу, которая до конца года предусматривает заключение новых контрактов в области энергосбережения и энергоэффективности на общую сумму более чем 150 млн.рублей. Мы считаем, что за этим направлением работы будущее. Сейчас большинство контрактов у нас с государственными и муниципальными структурами. В дальнейшем акцент сделаем на ТСЖ, дачных и гаражных кооперативах, на средних и небольших коммерческих предприятиях.

Источник: Газета "Коммерсантъ в Екатеринбурге"





Предыдущая новость

01.01.1970

Сотрудник Тюменской энергосбытовой компании получил подарок от банка//Информационный портал "Electroportal.ru"

Следующая новость

01.01.1970

Оплатить счета за электроэнергию ОАО "ТЭК" теперь можно через сервис QIWI//Первое отраслевое электронное СМИ "RusCable.Ru"

Возврат к списку