Уважаемые потребители электрической энергии!

В связи с многочисленными обращениями жителей города Мегиона Администрация муниципального образования город Мегион, прокуратура г. Мегиона, ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» и ОАО «Жилищно-коммунальное управление» приняли совместное решение о разъяснении гражданам города Мегиона порядка расчетов за электрическую энергию, расходуемую на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов города, и порядка применения тарифов на электрическую энергию.

 Порядок расчетов за электрическую энергию, расходуемую на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов города

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Внешней границей инженерных сетей дома (электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей) является внешняя граница стены многоквартирного дома (п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, далее - Правила содержания общего имущества).

Жилищным законодательством установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом законодатель различает:

- обязанность содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которая представляет собой деятельность, направленную на поддержание общего имущества многоквартирных домов в состоянии надежности, безопасности, доступности и готовности к использованию в соответствии со своим назначением (ст. 39 Жилищного кодекса РФ);

- обязанность оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме потребленных коммунальных ресурсов, исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (ст. 153, 154 Жилищного кодекса РФ, п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).

Обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется собственниками помещений самостоятельно или с привлечением третьих лиц. В г. Мегионе обслуживание внутридомовых инженерных систем многоквартирных жилых домов осуществляется ООО «ЖЭУ № 1 - 12», которые в квитанциях на оплату в числе прочего выставляют стоимость услуги за «содержание и ремонт электрооборудования». В стоимость данной услуги не включена стоимость электроэнергии, необходимой для работы внутридомового оборудования. В указанном тарифе присутствует только стоимость работ по обслуживанию внутридомовых сетей. Составляющие тарифа на содержание жилья находятся под контролем Администрации города и прокуратуры и соответствуют действительности.

Электрическая энергия, поступающая в многоквартирный жилой дом, как уже говорилось ранее, должна быть оплачена собственниками помещений этого дома в полном объеме. Большая часть этой электрической энергии расходуется в жилых и нежилых помещениях, не являющихся общим имуществом дома;  она учитывается индивидуальными приборами учета, а при их отсутствии - определяется расчетным путем на основании нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения ХМАО-Югры, утвержденных Постановлением Правительства автономного округа от 12.03.2007 г. № 61-п.

Но электрическая энергия в многоквартирном доме расходуется не только индивидуально собственниками, она необходима и для общего пользования:

- для освещения лестничных площадок, номерных знаков, входа в подъезд;

- для освещения подвалов и чердаков, когда там производятся работы;

- на работу оборудования инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, систем отопления и др.;

- в качестве технологических потерь во внутридомовых сетях.

Технологические потери во внутридомовых сетях зависят от протяженности сетей, количества распределительных устройств в доме, но главное - от качества сетей, их фактического износа.

В отсутствие общедомовых приборов учета граждане оплачивают электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды (далее - электроэнергия на ОДН), по нормативу потребления, установленному Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, из расчета 7 кВтч на одного проживающего в месяц. Указанный норматив является условно-расчетной величиной, не отражающей реальной картины потребления электрической энергии на ОДН.

Объем электрической энергии, расходуемой на ОДН, при наличии общего счетчика на вводе в дом определяется, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, как разница между объемом электроэнергии, учтенным общедомовым прибором учета, и суммарным объемом, потребленным всеми собственниками и нанимателями многоквартирного дома в занимаемых ими жилых и нежилых помещениях (за исключением помещений общего пользования), и распределяется между всеми собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (как между физическими, так и между юридическими лицами) пропорционально объему их индивидуального потребления.

Следует особо отметить, что при расчете объемов электрической энергии, расходуемой на ОДН, при наличии общедомовых счетчиков не учитываются данные о количестве проживающих, количестве комнат или квадратных метров.

Таким образом, на расчетную величину ОДН оказывают влияние индивидуальный объем потребления электрической энергии, объем электрической энергии, поступившей в многоквартирный жилой дом, учтенный общедомовым прибором учета, и суммарное количество электрической энергии, потребленной во всех помещениях дома. В связи с тем, что указанные объемы по месяцам имеют разные значения, разница, приходящаяся на ОДН, также не может быть постоянной.

На практике возникают ситуации, когда электроэнергия на ОДН достигает 300% от индивидуального потребления электрической энергии. Как правило, такие объемы электроэнергии на ОДН получаются в деревянных двухэтажных жилых домах, что обусловлено следующими причинами:

- в деревянных двухэтажных жилых домах индивидуальные приборы учета располагаются внутри квартир, и граждане после установки прибора учета ОАО «ТЭК» подключают энергоемкое оборудование до прибора учета. Выявить такие факты крайне сложно из-за отказа в доступе в жилое помещение;

- новые приборы учета в некоторых домах установлены не в полном объеме из-за отказа собственника помещения в допуске. В таких квартирах, как правило, прибор учета или отсутствует, тогда расчет производится по нормативу, при этом нередко идет повышенное потребление электрической энергии (например, зарегистрирован 1 человек, а проживают 5-10), или в квартире установлено дополнительное энергоемкое оборудование (сауна, подогрев пола, водонагреватели, дополнительные обогреватели, обогрев автомобиля, освещение и обогрев хозяйственной постройки, находящейся во дворе, и т.д.). Или прибор учета имеется, но с истекшим сроком поверки и, по сути, не может использоваться в качестве коммерческого учета, так как показывает искаженное значение объема электропотребления.

Таким образом, возникает закономерный конфликт, суть которого заключается в необходимости оплаты всеми собственниками помещений в многоквартирном доме электрической энергии, похищаемой отдельными гражданами. Происходит ущемление законных прав и интересов добросовестных жильцов дома со стороны их соседей.

К сожалению, многочисленные обследования жилых домов, проводимые комиссионно обслуживающей и энергоснабжающей организациями, как правило, не дают положительного результата, так как собственники (наниматели) неохотно предоставляют доступ в занимаемые ими жилые помещения для выявления несанкционированных подключений электрооборудования.

Выходом из сложившейся ситуации для горожан является в первую очередь изменение отношения к общему имуществу дома, осознание своей личной ответственности за него, осознание недобросовестными гражданами факта хищения электрической энергии не у «богатого дяди», а у своих соседей по дому, у людей, рядом с которыми они живут, которым каждый день смотрят в глаза.

Для того чтобы иметь возможность снизить и контролировать потребление электрической энергии на общедомовые нужды, необходимо соблюдать элементарные нормы и правила пользования электрической энергией всеми жильцами: не допускать подключения энергоемкого электрооборудования внутри жилых помещений помимо индивидуальных приборов учета; исключить возможность несанкционированных подключений к общедомовым электрическим сетям; ежемесячно фиксировать и передавать показания приборов учета ОАО «Тюменская энергосбытовая компания»; в случае выхода из строя, повреждения, пропажи приборов учета электрической энергии незамедлительно сообщать в обслуживающую и энергосбытовую организации.

Для управления общим имуществом своего многоквартирного дома гражданам сегодня предоставлены широкие права, необходимо только самоорганизоваться и выбрать управляющую компанию или создать товарищество собственников жилья. Данные организации создаются для коллективного решения проблем, возникающих у собственников дома, для оптимизации и контроля затрат на его содержание, для защиты интересов собственников.

Кроме того, объединение граждан в товарищество собственников жилья позволяет воспользоваться возможностью получения финансирования из федерального бюджета (при выполнении ряда условий, предусмотренных законом) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в размере 95% от стоимости капитального ремонта жилого многоквартирного дома, в процессе которого можно выполнить и реконструкцию электрических сетей дома, в том числе можно вывести приборы учета за пределы жилых помещений, что значительно снизит возможность хищения электрической энергии.

В качестве крайней меры по защите своих законных прав и интересов можно предложить гражданам обратиться в правоохранительные органы по факту хищения имущества (электроэнергии).

Порядок применения тарифов на электрическую энергию

Тариф на электрическую энергию - это ее цена для определенной группы потребителей (коммерческие организации, бюджетные организации, население и др.).

Для населения устанавливается различная цена на электрическую энергию для различных групп. Существуют две группы.

К первой группе относится население, проживающее в сельских населенных пунктах и в городских населенных пунктах, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками.

Ко второй группе относится все остальное население, т.е. население, проживающее в городских населенных пунктах, в домах, НЕ оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками. К таким домам можно отнести дома с печным отоплением; дома, оборудованные газобаллонными установками; дома, оборудованные в установленном порядке стационарными газовыми плитами, и иные типы домов.

Каждая группа делится, в свою очередь, на две подгруппы в зависимости от типа тарифа - одноставочный или зонный. Для расчета по тарифу, дифференцированному по зонам суток, необходим прибор учета, позволяющий учитывать объемы электрической энергии раздельно в дневное (с 7.00 до 23.00 часов) и ночное (с 23.00 до 7.00 часов) время суток. При расчетах по зонному тарифу электрическая энергия с 23.00 до 07.00 часов в два раза дешевле.

Цена для первой группы потребителей устанавливается с понижающим коэффициентом 0,7 относительно цены на электрическую энергию, устанавливаемой для второй группы, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 г. №1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением».

Согласно Решению Региональной энергетической комиссии Тюменской области, ХМАО, ЯНАО от 11.12.2009 г. № 350, тариф «Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками» с 01.01.2010 г. составляет 1,17 руб. за 1 кВтч. Такой же тариф установлен для сельского населения. Для остальных граждан тариф составляет 1,67 руб. за 1 кВтч.

Так как основным критерием для применения тарифа с понижающим коэффициентом на электроэнергию в городских населенных пунктах является оборудование дома стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, то важно понимать, какой порядок является установленным.

Дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или если произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо:

- получить разрешение органа исполнительной власти;

- получить технические условия от эксплуатирующей жилой дом организации;

- составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома;

- выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом;

- оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию органами Ростехнадзора.

Электрическая энергия представляет собой источник повышенной опасности. Нельзя самовольно увеличивать нагрузку электрической сети сверх пределов, допускаемых проектной документацией, так как это может привести к перегреву токоведущих частей оборудования и пожару. Поэтому приведенный порядок обусловлен необходимостью обеспечения, согласно Правилам содержания общего имущества:

- соблюдения характеристик надежности и безопасности (в том числе пожарной) многоквартирного дома;

- безопасности для жизни и здоровья граждан; сохранности имущества физических и юридических лиц;

- постоянной готовности инженерных коммуникаций для предоставления коммунальных услуг гражданам.

Документом, отражающим все технические характеристики жилого многоквартирного дома, сданного в эксплуатацию, и устанавливающим в том числе тип плит для пищеприготовления, предусмотренный в доме,  является технический паспорт на жилой дом.

Таким образом, население всего жилого дома относится к той или иной группе в зависимости от информации, содержащейся в техническом паспорте на многоквартирный жилой дом. При этом вся электрическая энергия - и потребленная в отдельных помещениях собственников, и израсходованная на общедомовые нужды - оплачивается гражданами дома по одному тарифу.

Соответственно, самовольное оборудование электрическими плитами отдельных помещений в многоквартирном жилом доме не является основанием для применения тарифа с понижающим коэффициентом 0,7.

С 1 января 2010 года применение тарифов для населения г. Мегиона приведено в соответствие с нормами действующего законодательства.

Кроме того, следует отметить, что самовольное переустройство жилого помещения (ст. 25 и ст. 29 Жилищного кодекса РФ), представляющее собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или иного оборудования, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, осуществленное при отсутствии на то оснований или с нарушением проекта переустройства, влечет за собой наложение на собственника такого помещения мер административной ответственности.

 При желании граждан использовать для пищеприготовления электрические плиты и, соответственно, рассчитываться по более дешевому тарифу нужно провести реконструкцию электрических сетей всего жилого дома в соответствии с установленным порядком, описанным выше. Такие работы проводятся за счет собственников. Однако, как уже говорилось ранее, у горожан есть возможность организовать товарищество собственников жилья и получить деньги на капитальный ремонт дома из федерального бюджета.

Неоднократные проверки правомерности начисления собственникам (нанимателям) помещений электроэнергии на ОДН, осуществляемого  ОАО «ТЭК», а также обоснованности смены тарифа гражданам, имеющим стационарные электрические плиты, установленные в индивидуальном порядке в домах, оборудованных в соответствии с техническим паспортом на дом иными типами плит для пищеприготовления, со стороны прокуратуры г. Мегиона (5 проверок) и со стороны Государственной жилищной инспекции (4 проверки), а также решение Федерального городского суда г. Мегиона подтвердили правомерность осуществляемых расчетов и их полное соответствие требованиям действующего законодательства.

В качестве итога вышесказанному коротко ответим на наиболее часто задаваемые жителями города вопросы.

Вопрос 1. Что такое электроэнергия, расходуемая на общедомовые нужды (ОДН)?

Это электрическая энергия, которая необходима:

-  для освещения лестничных площадок, номерных знаков, входа в подъезд;

-  для освещения подвалов и чердаков, когда там производятся работы;

-  на работу оборудования инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, систем отопления и др.;

-  в качестве технологических потерь во внутридомовых сетях.

Вопрос 2. Каким образом определяется объем электроэнергии на ОДН при наличии общедомового прибора учета?

При наличии общедомовых приборов учета расход электрической энергии на ОДН определяется как разница между объемом электроэнергии, поступившим в жилой дом (при наличии нескольких общедомовых приборов учета расход по ним суммируется), и объемом электроэнергии, потребленным всеми потребителями, подключенными от внутридомовых электрических сетей.

Вопрос 3. Каким образом определяется объем электроэнергии на ОДН при отсутствии  общедомового прибора учета?

При отсутствии общедомовых приборов учета расход электрической энергии на ОДН определяется, исходя из установленного Постановлением Правительства РФ норматива в размере 7 кВтч на одного проживающего в месяц.

Вопрос 4. Почему объем электроэнергии на ОДН каждый месяц разный?

Электроэнергия на ОДН распределяется между всеми собственниками (нанимателями) помещений дома пропорционально их индивидуальному потреблению.

В связи с зависимостью объема электроэнергии на ОДН, начисляемого каждому собственнику (нанимателю) помещения в доме, от количества электрической энергии, поступившей в дом, распределенной между собственниками (нанимателями) помещений, и от объема индивидуального потребления размер электроэнергии на ОДН не может быть постоянным.

Вопрос 5. Почему мы платим ОАО «ЖКУ» за содержание и ремонт электрооборудования и  ОАО «ТЭК» - за электроэнергию на общедомовые нужды?

ЖЭУ оказывает услуги по ремонту и обслуживанию внутридомовых электрических сетей, обеспечивая их готовность к работе. Жители оплачивают ОАО «ЖКУ» только технические мероприятия по замене ламп, светильников, автоматов, выключателей и прочего оборудования, находящегося в местах общего пользования, а также работы по содержанию и ремонту внутридомовых электрических сетей.

ОАО «ТЭК» продает электрическую энергию на нужды всего многоквартирного дома, в том числе на ОДН, и взимает плату с жильцов, согласно показаниям общедомового прибора учета, распределяя объемы электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства РФ.

 Вопрос 6. Кто должен снимать показания индивидуальных приборов учета электрической энергии?

Согласно законодательству РФ, обязанность ежемесячно передавать показания индивидуальных приборов учета лежит на собственнике (нанимателе) жилого помещения, независимо от наличия системы сбора информации.

 Вопрос 7. Как осуществляется контроль над правильностью работы  приборов учета?

Проверка правильности работы приборов учета в г. Мегионе осуществляется специалистами энергосбытовой организации, для чего потребитель обязан обеспечить доступ специалиста к прибору учета, расположенному внутри занимаемого им помещения. Проверка проводится не чаще одного раза в шесть месяцев.

Вопрос 8. Как производится расчет индивидуального потребления электроэнергии в жилом помещении в случае отсутствия показаний прибора учета?

В случае отсутствия показаний прибора учета расчет объемов электрической энергии по жилому помещению производится в первый месяц, исходя из среднесуточного потребления за предыдущие 6 месяцев, а начиная со второго месяца отсутствия показаний - исходя из действующих нормативов потребления. Впоследствии при передаче показаний производится корректировка объемов потребления электрической энергии за весь период, когда показания отсутствовали.

Вопрос 9. Какой объем электроэнергии на ОДН можно считать допустимым?

Нормальный объем электрической энергии на ОДН находится в пределах 15% от индивидуального потребления собственника помещения в зависимости от типа жилого дома, его конструктивных особенностей и состояния внутридомовых электрических сетей (за исключением домов, в которых проектом предусмотрена установка энергоемкого электрооборудования в местах общего пользования).

Вопрос 10. Почему объем электроэнергии на ОДН иногда больше индивидуального потребления в квартире?

Это возможно:

- при хищении электроэнергии;

- в случае отсутствия индивидуальных приборов учета в отдельно взятых жилых помещениях дома;

- в случае несоответствия индивидуальных приборов учета техническим требованиям;

- при несвоевременном снятии и передаче показаний всех индивидуальных приборов учета.

Вопрос 11. Что можно сделать, чтобы уменьшить объем электроэнергии на ОДН?

1.      Обеспечить наличие современных приборов учета во всех жилых помещениях.

2.      Передавать показания приборов учета в энергосбытовую организацию.

3.      Исключить факты несанкционированных подключений к общедомовым электрическим сетям и пользования энергоемким электрооборудованием, расположенным внутри жилых помещений, подключенным помимо индивидуального прибора учета.

4.      Разумно использовать электрическую энергию в местах общего пользования.

Вопрос 12. Почему нельзя самостоятельно устанавливать стационарные электрические плиты?

Бесконтрольное увеличение нагрузки на общедомовые электрические сети может привести к пожару или вызвать аварийную ситуацию, нести ответственность за которую придется собственникам.

Вопрос 13. Почему с 1 января 2010 года некоторым гражданам изменили тариф на электрическую энергию?

Применение тарифов на электрическую энергию приведено в соответствие с нормами действующего законодательства. Тариф на электрическую энергию для всех жителей многоквартирного дома должен быть одинаковым.

Вопрос 14. Каков порядок реконструкции силовых сетей многоквартирного жилого дома?

Для реконструкции силовых сетей многоквартирного жилого дома необходимо:

- получить разрешение органа исполнительной власти;

- получить технические условия от эксплуатирующей жилой дом организации;

- составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома;

- выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом;

- оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию органами Ростехнадзора.

Вопрос 15. Где взять деньги на реконструкцию силовых сетей многоквартирного жилого дома?

Существует возможность получения финансирования из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в размере 95% от стоимости капитального ремонта жилого многоквартирного дома при выполнении всех требований, предусмотренных законом.

Источник: При использовании материалов в печатном, электронном или каком-нибудь другом виде ссылка на пресс-службу ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" обязательна





Предыдущая новость

12.06.2010

Золотое будущее Югры//М.Субботина/газета "Варта"

Следующая новость

15.06.2010

Сотрудник Тюменской энергосбытовой компании занял первое место в конкурсе молодежных проектов//Экспертный канал "УралПолит.Ru"

Возврат к списку