Дмитрий Левитин: «У нас гарантирующие поставщики – это некая социальная функция»

ОАО «Тюменская энергосбытовая компания» (ОАО «ТЭК») - гарантирующий поставщик (ГП) электроэнергии в Тюменском регионе отмечает в этом году шесть лет самостоятельной деятельности. О том, как крупнейшему энергосбыту региона удается бороться с ростом цен и снижать свои издержки, а также о неизбежных конфликтах интересов крупных и мелких потребителей рассказал генеральный директор ОАО «ТЭК» Дмитрий ЛЕВИТИН.

- Дмитрий Львович, в текущем году правительство намеревалось удержать рост конечных цен на электроэнергию для потребителей на уровне 15%. Но уже в феврале было объявлено, что значительная часть регионов из этого графика выбилась, после чего были приняты меры по снижению темпов роста цен. Что происходило с энергоценами в Тюменском регионе?

 - Тюменская область действительно «засветилась» в числе регионов, названных премьером Владимиром Путиным, в которых рост цен на электроэнергию превысил 27-30%. В результате проработки этого вопроса с федеральными и региональными регуляторами расчеты были уточнены и рост средневзвешенной цены по всем группам потребителей в трех субъектах Тюменского региона в 2011 году был зафиксирован на уровне 19% к 2010 году. При этом тарифы для населения в регионе, как и в среднем по стране, выросли на заданные 10%.

Одна из причин превышения заданных параметров роста конечной цены на электроэнергию - рост тарифа ОАО «ФСК ЕЭС» более чем на треть. При этом увеличение тарифа крупнейшей территориальной распределительной сетевой компании - ОАО «Тюменьэнерго» по сравнению с 2010 годом составило менее 1 процента, тарифы прочих территориальных сетевых организаций выросли более существенно, но в пределах 20%. В целом рост котловых тарифов на услуги по передаче электроэнергии, установленных региональной энергетической комиссией (РЭК) Тюменской области, ХМАО- Югры и ЯНАО, составил с 1 января 2011 года 22%.

Также серьезное влияние на розничные цены в Тюменском регионе в начале 2011 года оказало существенное увеличение наших затрат на покупку  электроэнергии на оптовом рынке. В 2010 году ОАО «ТЭК» сработало на ОРЭМ достаточно эффективно: за счет заключения свободных двусторонних договоров и биржевых сделок мы сэкономили для наших потребителей около 4 млрд. руб. В отсутствие аналогичных возможностей в 2011 году успех 2010 года привел к более высоким темпам роста наших затрат на покупку электроэнергии (мощности) по сравнению со средними темпами по рынку, что также сказалось на первоначальном превышении установленного 15-процентного уровня роста тарифов на 2011 год.

Мероприятия, проведенные Минэнерго России, Федеральной службой по тарифам и РЭК Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО, привели к тому, что уже с 1 мая средние тарифы по региону, без учета тарифов для населения, выросли не более чем на 15%. Есть лишь две группы потребителей - сельхозпроизводители и бюджетные организации, у которых рост составляет около 30%. Но это следствие того, что в 2010 году для этих групп потребителей устанавливались льготные тарифы и, после того как льгота была устранена, они стали пользоваться тарифами, установленными для группы «прочие».

- Как меры по сокращению роста цен сказались на положении ОАО «ТЭК»?

- Рост необходимой валовой выручки энергосбытовых компаний - гарантирующих поставщиков региона в целом не превышал 15%, поэтому перерегулирование сбытовых надбавок с 1 мая не проводилось.

- Вы упомянули о свободных договорах, количество которых в 2011 году, видимо, снизилось?

- Да, в этом году таких договоров практически нет. Дело в том, что стоимость мощности на ОРЭМ для двух зон свободного перетока Тюменского региона определена на основе установленного государством потолка цены. В этих условиях производитель за свою мощность получает гарантированную цену. И единственным мотивом заключения прямых договоров между потребителем и поставщиком теперь являются только порядок расчетов, надежность и сроки платежей.

- Имеются ли у ОАО «ТЭК» другие механизмы снижения расходов?

- Если говорить о расходах на содержание компании, то у нас ежегодно утверждается и реализуется программа сокращения издержек. Она включает в себя несколько основных направлений оптимизации затрат, в том числе за счет повышения производительности труда на основе автоматизации и совершенствования основных бизнес-процессов в рамках системы менеджмента качества. Также мы постоянно совершенствуем организационно-штатную структуру компании, оптимизируем расходы на услуги связи, охрану, аренду производственных помещений, повышаем эффективность закупочной деятельности. Экономический эффект от реализации данных мероприятий в 2010 году составил 49,5 млн. руб.

- В каком объеме вы планируете снизить затраты в 2011-2012 годах?

- В 2012 году мы планируем снизить свои издержки минимум на 10%. В 2011 году мы снизили плановую стоимость закупок продукции и услуг в среднем на 10-15% относительно фактического уровня 2010 года. Это делается за счет укрупнения лотов в рамках программы закупок, расширения конкурентных процедур, развития долгосрочных отношений с поставщиками.

- Каковы планы ТЭК по финансово-экономическим показателям на 2011 год? Известны ли уже предварительные результаты за первое полугодие?

- Итоги 2010 года оказались лучше бизнес-плана. Сбор денежных средств за поставленную электроэнергию составил 99,5%. Кроме того, мы получили порядка 100 млн. руб. товарной выручки от нерегулируемых видов деятельности. На 2011 год планы по реализации электроэнергии также приближены к 100%, за счет нерегулируемых видов деятельности планируем получить доход в сумме не менее 130 млн. руб. (это в том числе и доходы, которые мы получаем по договорам на проведение энергетических обследований).

- Судя по всему, проблема неплатежей в вашей компании отсутствует?

- Проблема, конечно, есть, но так остро, как в других регионах,  не стоит. Основная головная боль - это неплатежи одного достаточно крупного потребителя - перепродавца электроэнергии. Эта компания систематически в течение двух с половиной лет нарушает свои обязательства по оплате отпущенной электроэнергии. Компанию ей составляют два-три предприятия жилищно-коммунального комплекса, которые задерживают платежи в осенне-зимний период, но за лето эти долги полностью гасятся.

Что касается работы с неплательщиками из числа населения, то здесь мы серьезно отлаживаем технологию и в последнее время значительно сократили объем этой задолженности. В общем объеме полезного отпуска электроэнергии проблемная задолженность не превышает 0,5%. В целом по Тюменскому региону, насколько мне известно, серьезных проблем с неплатежами за электроэнергию нет не только у нас, но и у всех гарантирующих поставщиков.

 - Какие мероприятия осуществляет ОАО «ТЭК» в сфере повышения энергосбережения и энергоэффективности?

 - Здесь мы реализуем несколько крупных инвестпроектов, общий объем вложений в 2011 году составит порядка 180 млн. руб. В частности, это мероприятия по установке приборов учета на входе в дом. Создаваемая инфраструктура позволяет учитывать потребление не только электроэнергии, но и тепла, воды, газа. Следующий шаг - создание на этой основе информационно-расчетных центров. Подомовой учет мы делаем за счет собственных средств, поквартирный учет - непосредственно за счет собственников жилья. Сейчас после разъяснительной работы очень активно пошли продажи индивидуальных многотарифных счетчиков, одно время существовал даже их дефицит.

- Это программа отдельных муниципальных образований или общая для всего региона?

- Это программа нашей компании, которую мы реализуем в тесном взаимодействии как с главами муниципальных образований, так и с правительствами субъектов Федерации.

 - Заложена ли у ОАО «ТЭК» в сбытовой надбавке инвестиционная составляющая?

 - Да, в 2011 году она составляет порядка 60 млн. руб.

 - Активная установка населением новых счетчиков - это результат разъяснительной работы или роста цен?

 -  Я думаю, что в большей степени это, конечно, связано с проводимой разъяснительной работой, потому что тарифы для населения растут не так быстро, как для остальных групп потребителей: в 2010 году они выросли на 15%, в этом году - на 10%. Это, конечно, тоже немало, но существенно ниже роста цен для промышленных потребителей.

- Расскажите о нерегулируемом секторе, который должен принести вам по планам 2011 года 130 млн. руб. Входят ли в эту сумму доходы от энергосервисных контрактов?

- Нет, пока до энергосервисных контрактов дело не дошло, речь сегодня идет об энергетических обследованиях, разработке энергетических паспортов, продаже и установке современных приборов учета электроэнергии. Процесс пока идет не так масштабно, как мы планировали. Причина - в недостаточности средств на энергетические обследования в бюджетах организаций и муниципальных образований на 2011 год и длительности закупочных процедур. Но уже в мае мы выиграли четыре крупных конкурса. Это три муниципальных образования на юге Тюменской области и ООО «Газпром добыча Ноябрьск». Здесь стоимость одного контракта уже порядка 8,5 млн. руб.

Надо сказать, что в 2010 году мы получили первый паспорт в своей саморегулируемой организации - НП «Союз «Энергоэффективность» в Екатеринбурге. Количество полученных энергопаспортов пока не такое большое, но по итогам наших майских побед общее количество объектов обследования превысит 600 - это здания, помещения, котельные и др.

- Но есть и вторая стадия - энергосервисные контракты, которые должны привести к реальному сокращению энергопотребления клиентами и приносить ОАО «ТЭК» больше дохода, чем энергетические обследования.

- Наши основные заказчики по энергетическим обследованиям - это муниципальные предприятия, предприятия бюджетной сферы. На мой взгляд, законодательство еще недостаточно отработано, чтобы гарантировать защиту и возврат инвестиций в рамках энергосервисных контрактов. С коммерческими структурами проще, но с ними мы только начинаем работать. По результатам проведенных обследований мы, конечно, предложим свои услуги по реализации конкретных мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности.

- В этом году должны были вводиться целевые правила розничного рынка электроэнергии. Часто утверждается, что доминированию на рынке гарантирующих поставщиков новая модель ничем не угрожает. Вы тоже не видите угрозы?

- Пока те правила, которые есть, являются промежуточными. Будут ли они изменены с 1 января 2012 года или позднее, пока непонятно. Но гарантирующие поставщики по определению занимали, занимают и будут занимать особое место в системе гарантированного энергоснабжения - они фактически являются инфраструктурными организациями розничного рынка электроэнергии. Именно поэтому они и остаются в сфере государственного регулирования. В частности, порядок формирования их сбытовых надбавок, порядок трансляции цены для потребителей строго регулируются государством в отличие от независимых энергосбытовых компаний, чья ценовая политика формируется ими самостоятельно.

Несмотря на свой «инфраструктурный» статус, гарантирующие поставщики не могут и не должны отгораживаться от происходящих на рынке процессов, они совершенно точно обязаны быть не менее эффективными, чем независимые сбыты. Основная масса квалифицированных потребителей  выйдет на оптовый рынок, если сбытовая надбавка ГП будет существенно превышать надбавки независимых энергосбытовых компаний.

Сейчас разница значительная: сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков по действующему законодательству не дифференцируется по группам потребителей - у одного ГП она одинаковая в расчете на 1 кВт.ч и для населения, и для торговой палатки, и для крупного промышленного предприятия, такого, например, как ЛУКойл.

Необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика (объем затрат, который мы защищаем в РЭК) устанавливается из расчета общего количества точек поставки по всем группам потребителей, а сбытовая надбавка - в расчете на киловатт-час опять же всех потребителей ГП. Вот и получается, что крупный потребитель, который покупает большой объем электроэнергии, но имеет мало точек поставки, конечно, переплачивает. Здесь существует скрытое перекрестное субсидирование крупными потребителями мелких, в первую очередь, населения и мелкомоторных потребителей. В таких условиях все крупные потребители будут двигаться на оптовый рынок. Это приведет к тому, что постепенно сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, у которых остаются население и мелкомоторные потребители, будут в разы превышать сбытовые надбавки независимых компаний.

- В мае НП «Совет рынка», регулирующее оптовый и розничный энергорынки, презентовало энергокомпаниям свои предложения по реформированию рынка мощности. Одной из основных проблем, с точки зрения партнерства, является то, что гарантирующие поставщики не заинтересованы в снижении конечных цен на электроэнергию, поэтому предлагается исключить их из процесса определения цен на мощность.

- В набросках новой модели, которую презентовали сотрудники НП «Совет рынка», предусмотрено, что гарантирующих поставщиков будут допускать к заключению свободных двусторонних договоров по остаточному принципу. То есть ГП получат возможность заключить договоры с самыми дорогими генерирующими компаниями. И это, как вы понимаете, не направлено ни на развитие конкуренции, ни на снижение цен для потребителей гарантирующих поставщиков.

На долю ГП приходится не менее половины всего объема электроэнергии, покупаемой на оптовом рынке. И лишение гарантирующих поставщиков права доступа к первоначальной процедуре определения цены возможно приведет к тому, что цена на электроэнергию в рознице возрастет.

Если устанавливать очередность в заключении двусторонних договоров на ОРЭМ, то правильнее сделать наоборот. Так как в действующей модели рынка гарантирующие поставщики - это некая социальная функция, то сначала надо дать ГП законтрактоваться с самыми выгодными, дешевыми поставщиками, а потом уже придут крупные независимые потребители, которые постараются договориться с оставшимися генераторами по цене.

Не надо забывать, что, какие бы договоры ни подписал гарантирующий поставщик на ОРЭМ, встает вопрос о том, как цену договора транслировать потребителям. Государство четко регламентирует правила трансляции цены гарантирующими поставщиками, здесь вольницы нет. Сейчас они таковы, что ты можешь заключить любой СДЭМ на рынке, но не можешь транслировать ее потребителям по своему усмотрению. Если в Тюменском регионе предельная цена на мощность составляет 118 тыс. руб. за МВт в месяц, а ты подписал свободный двусторонний договор на покупку мощности по 125 тыс. руб. за МВт, то твой убыток составит 7 тыс. руб. на каждый МВт, а потребитель от этого не пострадает, цена для него не превысит установленные государством 118 тыс. руб. за МВт.

Данная модель предлагает дать всем крупным потребителям, работающим на оптовом рынке, право заключить самые дешевые контракты. А все, что останется, «вывалить» через ГП на население, бюджетную сферу и малый бизнес. Прослеживается общая направленность в действиях отдельных менеджеров НП «Совет рынка» на то, чтобы вывести на оптовый рынок любой ценой максимальное количество крупных потребителей, а гарантирующих поставщиков превратить в некую инфраструктуру оптового рынка по сбору денежных средств с розничных потребителей.

- Ранее вы рассказывали о том, что ваш акционер - ОАО «Газпром» - готовит свою энергосбытовую стратегию. Начала ли она действовать и в чем ее суть?

- Энергосбытовая стратегия и вообще стратегия энергоснабжения Газпрома, как и у всех крупных потребителей электроэнергии, нацелена на то, чтобы выйти на оптовый рынок. Предприятия группы «Газпром» - это один из крупнейших потребителей в Тюменском регионе, на их долю приходится порядка 20% общего энергопотребления. Соответственно, основная стратегия - это сократить издержки.

По действующему законодательству оценка последствий выхода на оптовый рынок потребителей лежит на органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Соответственно, регионы, согласовывая выход или невыход крупных потребителей на оптовый рынок, оценивают негативные последствия этого выхода для потребителей розничного рынка.

Понятно, что крупные потребители, выйдя на оптовый рынок, сбрасывают с себя часть издержек, но эти затраты автоматически переходят на других розничных потребителей: предприятия малого и среднего бизнеса, бюджетные организации, предприятия ЖКХ. Обязанность субъекта Федерации - оценить критичность этих негативных последствий для региона. При этом крупные предприятия, в частности нефтяники, говорят, что снижение их издержек приведет к росту прибыли, а рост прибыли - к увеличению отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Мы считаем, что в целом затраты на энергоснабжение по регионам от этого не уменьшатся, поскольку затраты на сбытовую деятельность ГП не сократятся пропорционально снижению объема полезного отпуска. Я уже говорил, что есть пробелы в нормативной базе по расчету сбытовой надбавки ГП.  И при выходе крупного потребителя на оптовый рынок количество точек поставки сократится, например, на 10%, а объем полезного отпуска электроэнергии - на 50%. То есть 90% необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика придется делить на половину полезного отпуска. В результате наша сбытовая надбавка с нынешних 5,8 копейки может возрасти уже с учетом оптимизации затрат до 10 копеек в следующем году. И население, и мелкомоторные потребители, сельхозпотребители получат еще один фактор роста цены, несмотря на то, что сбытовая надбавка составляет сейчас в конечной стоимости электроэнергии не так много - от 2-3%. Субъекты Федерации должны все это взвесить и сказать, что для них важнее. Одного желания потребителя недостаточно.

- Существует, с вашей точки зрения, решение, которое может удовлетворить в данной ситуации всех участников - и крупных, и мелких потребителей, и энергосбытовые компании?

- Универсального решения, конечно, нет. До тех пор, пока у крупного потребителя будет возможность оптимизировать свои затраты за счет других, он будет стремиться это сделать. Какие здесь могут быть аргументы для того, чтобы этого не делать? Их просто нет.

- Можно изменить модель и считать, как вы предлагаете, по экономически обоснованным затратам на энергоснабжение разных групп потребителей.

- Это наше предложение по дифференциации сбытовых надбавок по группам потребителей. Когда, например, для населения будет своя сбытовая надбавка, которая объективно многократно больше надбавки для крупных потребителей, тогда гарантирующий поставщик будет способен на равных конкурировать с независимыми энергосбытами. И при этом будет, по крайней мере, частично компенсировать свои затраты за счет крупных потребителей, и это снизит нагрузку на всех остальных.

- Но в социальном государстве, защищающем население и бюджетников, шансы на принятие решения повысить для них сбытовую надбавку невелики.

- Выпустив всех крупных потребителей на ОРЭМ, мы получим тот же рост сбытовой надбавки ГП, только не за счет ее дифференциации по группам потребителей, а за счет того, что у ГП других потребителей просто не останется.

При этом по федеральному законодательству до 2014 года для населения сохраняются устанавливаемые государством тарифы. В условиях заданного темпа роста тарифов это будет приводить к росту перекрестного субсидирования тарифов для населения и крупным потребителям все равно придется за это заплатить.

- То есть промышленные потребители будут платить за население все больше...

- Конечно. Чем больше разрыв между реальными затратами на энергоснабжение населения с фактическим тарифом, тем больше перекрестное субсидирование. Это как раз одна из причин, почему крупные потребители стремятся выскочить из-под этого субсидирования. И до тех пор, пока есть такие возможности, всегда будет возникать конфликт интересов. Это объективное противоречие, заложенное в существующей системе тарифного регулирования, и это будет постоянно разрывать систему.

Одним из предусмотренных законодательством мероприятий, которое обеспечило бы баланс интересов крупных потребителей в части сокращения затрат на перекрестное субсидирование, может стать переход на социальную норму энергопотребления. В России кое-где это реализовано, но широкого распространения не получило. До сих пор не определено, кто формирует размер этой социальной нормы - Минэкономики или субъекты Федерации.

В целом энергорынок России стоит на пороге очередных кардинальных преобразований и от того, насколько они будут выверены и сбалансированы, зависит благополучие каждого из нас.

Источник: При использовании материалов в печатном, электронном или каком-нибудь другом виде ссылка на Службу по связям с общественностью и работе со СМИ ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" обязательна





Предыдущая новость

16.06.2011

Бухгалтерия «Тюменской энергосбытовой компании» стала лучшей в России//Экспертный информационный канал "УралПолит.Ру"

Следующая новость

22.06.2011

Акционеры ОГК-2 решили выплатить дивиденды-2010 в размере 0,49 коп/акция//АЭИ "Прайм"

Возврат к списку